Владимир Путин обозначил стратегические задачи перед российской судостроительной отраслью
Москва, 18 августа. – Президент Российской Федерации Владимир Путин провел заседание по развитию судостроительной промышленности. На встрече обсудили вызовы, с которыми сталкиваются сегодня российские верфи, производители и заказчики судов, а также – какие стратегические задачи стоят перед отраслью, прежде всего перед её гражданским сегментом. В заседании принял участие заместитель Председателя Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
По словам Владимира Путина, у России есть всё необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.
Мы начали строить круизные теплоходы ПКС-180 и PV-300, а также модернизированные суда на подводных крыльях – «Кометы», «Метеор» и «Валдай». Эту линейку дополнили электрокатамараны Ecocruiser и Ecobus. Серийно выпускаем грузовые суда «река-море» и заходим в нишу крупнотоннажного грузового транспорта, строящегося на дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда»,
- подтвердил вице-премьер – глава Минпромторга России, уточнив, что верфь уже сдала первые танкеры типа «Афрамакс»; строятся газовозы и продуктовозы для Севморпути.
Большое внимание уделяется рыбопромысловым судам – Минпромторг работает здесь вместе с Минсельхозом России, используя механизм «квоты под киль»: сейчас на заводах в разной степени готовности 70 судов для рыбодобывающей отрасли. Активно строится ледокольный флот: уже сданы два 60-мегаваттных ледокола, еще один спустим в этом году и два – после 2024 года.
В целом загрузка мощностей в отрасли сейчас высокая – на 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находится около 300 судов и морской техники. Плюсом к этому в собранной Минпромторгом потребности государственных и частных заказчиков до 2035 года – ещё более 700 судов разных типов,
- рассказал Денис Мантуров.
Однако, как напомнил Владимир Путин, у российских судостроительных компаний есть трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов трудностях. Причина – в невыполнении зарубежными партнёрами своих обязательств, причём ввиду чисто политических, конъюнктурных сиюминутных соображений и причин.
Отмечу, что замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять на параметры уже запущенных проектов. Имею в виду сроки и затраты на перепроектирование, что крайне важно для заказчиков судов, для бизнеса. Коллеги с мест уже докладывают о переносах заявленных сроков постройки судов и изменении ряда других показателей,
- отметил глава государства.
Денис Мантуров подтвердил потребность в верифицированном судовом оборудовании с учетом необходимости замены из-за отказа зарубежных партнеров выполнять свои обязательства.
На этом «обожглись» многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании и заказчики крупнотоннажных судов, предпочитавшие включать в проект импортные узлы и агрегаты даже при наличии отечественных аналогов. Теперь мы вынуждены перепроектировать многие суда, в том числе строящиеся; только по рыбопромысловым судам такая работа потребует дополнительных затрат более 2 млрд рублей. Судостроители проводят ревизию и остальных проектов на предмет необходимых изменений и уточнения затрат на перепроектирование. Это объективно сдвинет вправо сроки сдачи. Чтобы госзаказчики не применяли к верфям штрафные санкции предлагаем увеличить на два года время, отведенное под строительство с уточнением окончательной стоимости,
- предложил вице-премьер – глава Минпромторга России.
По новым проектам потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования. Благодаря этому повысится серийность, снизится стоимость судов и, главное, будут демпфированы риски срыва поставок.
Сейчас самым независимым в технологическом плане сегментом отрасли является ледокольный флот, и мы будем стремиться к этому и по другим направлениям. Мы определили критические позиции узлов и агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию (в том числе с учетом потребности судостроительного комплекса «Звезда» по крупнотоннажу). Спасибо, Владимир Владимирович, что поддержали выделение в текущем году на эту меру 7 млрд рублей – Минфин оперативно отработал Ваше поручение,
- доложил Денис Мантуров.
Учитывая длительный цикл производства судов, нужно задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, заказы должны быть соответствующим образом выстроены. Нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей самих заказчиков – транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний. Напомню, что именно их оценка является ключевым критерием работы всей отрасли,
- подчеркнул Президент России.
Однако на длительном цикле постройки происходит удорожание: не по всем проектам имеются технические характеристики, финансовое обеспечение и, соответственно, твердые заказы. Правительством дано поручение заинтересованным ведомствам уточнить все параметры с учетом планируемых грузо- и пассажиропотоков – для того, чтобы рассчитать стапельную загрузку верфей и конечную стоимость судов.
Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твердой ценой при отсутствии проекта. В результате чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки из-за превышения первоначальной стоимости. Поэтому совместно с Минфином было принято решение о проведении аудита накопленной задолженности предприятий ОСК, по итогам которого будут сформированы предложения по финансовому оздоровлению. Чтобы в будущем исключить подобные ситуации, я дал поручение ОСК не заключать контракты без получения независимой технико-экономической экспертизы,
- подчеркнул заместитель Председателя Правительства РФ – Министр промышленности и торговли РФ.
В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли – как в отношении государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием. Как заявил Денис Мантуров, соответствующие поправки в федеральный закон о промполитике внесены в Госдуму и прошли первое чтение; их принятие ожидается в начале осенней сессии.
Денис Мантуров отметил важность модернизации и существенного расширения мощностей предприятий для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 года.
В предыдущие годы средства на техперевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. Сейчас судостроительные заводы оценивают объем капитальных вложений для выполнения гражданских заказов; с учетом того, что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам, возможно, потребуются бюджетные инвестиции. Также для масштабного обновления флота требуется серьезная господдержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг. Нами разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ с возвратом по ставке 1,5% годовых,
- рассказал он, уточнив, что этот подход сейчас в стадии обсуждения и согласования.
По такой схеме можно решать задачи транспортной связанности и развития водного туризма внутри страны, освоения новых международных маршрутов и транспортного коридора Севморпути.
Денис Мантуров также напомнил о необходимости решать вопросы ремонта и обслуживания техники.
С учетом Вашего поручения, Владимир Владимирович, совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС по судоремонту: с предприятиями будут заключаться инвестиционные соглашения с условием вкладывать прибыль в модернизацию. Мы уже готовим соответствующие поправки в Налоговый кодекс,
- отметил он.